Евгений Маркович Царев Для России важно выработать оптимальную модель регулирования с учетом международного опыта и национальных особенностей

О проблемах и перспективах рынка лизинговых услуг, формах его регулирования журнал «Банковское дело» побеседовал с председателем подкомитета по лизингу ТПП РФ, генеральным директором НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Е. М. Царевым.

Б. Д.: Евгений Маркович, как вы оцениваете итоги состоявшейся бизнес-миссии руководителей и топ-менеджеров ведущих лизинговых компаний России и Беларуси, организованной подкомитетом Торгово-промышленной палаты России по лизин-
гу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ»?
Е. Ц.: Формат бизнес-миссии для НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» и подкомитета ТПП России по лизингу еще новый. Но именно такой эффективный и яркий формат общения оказался сейчас востребованным представителями лизингового сообщества.
Мы в прошлом году учредили ассамблею «Лизинг Евразии», и бизнес-миссия проводилась уже в рамках этой ассамблеи. Бизнес-миссия – своеобразная синергия участников ассамблеи.
Организаторы и участники прошедшей бизнес-миссии ставили конкретные цели: гармонизация за-конодательства стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обмен опытом в сфере лизинга, минимизация рисков на едином рынке лизинга стран ЕАЭС, обмен информацией и создание единого информационного пространства. Я считаю, что ожидания организаторов и участников бизнес-миссии полностью оправдались, было много положительных отзывов о встрече.
Б. Д.: Как вы оцениваете состояние лизингового рынка в России и его регулирование?
Е. Ц.: Рынок лизинга в России существует около 25 лет и в целом успешно развивается. Фактически опыта его регулирования в России нет. Был непродолжительный период, когда лизинговая деятельность в России лицензировалась. И после того как
лицензирование как единственная форма регулирования была отменена, лизинг по большому счету регулировался как предпринимательская деятельность в общем порядке (регуляторами выступают налоговые и таможенные органы, Росфинмониторинг). Отраслевого регулятора у нас нет.
Б. Д.: А есть необходимость в отраслевом регуляторе? Не будет ли такое регулирование излишним?
Е. Ц.: На этот вопрос нельзя дать категоричный ответ. Для государства важно обеспечить финансовую стабильность, которая предполагает определенные формы контроля и регулирования. Но, с другой стороны, регулирование должно учитывать различные аспекты промышленной политики, экономического роста и т. д. Важно найти оптимальное решение в этой области. Поэтому здесь для России, как для уникальной страны, важно выработать оптимальную модель регулирования с учетом международного опыта и национальных особенностей.
Б. Д.: Общий подход к решению этой проблемы понятен: учет международного опыта и национальных особенностей. Чем может быть полезен, например, опыт Беларуси?
Е. Ц.: Они выработали для себя форму регулирования, которая полезна и эффективна именно для Беларуси. Деятельность лизинговых компаний регулируется Национальным банком, при этом инструментов регулирования не очень много: реестр компаний, который ведется в Национальном банке, требования к капиталу. Кроме того, в рамках саморегулируемой организации «Ассоциация лизингодателей Беларуси» действуют стандарты лизинговой деятельности. Ассоциация также выполняет функции сбора статистики.
Рынок лизинга в Беларуси динамично растет, а регулятор и лизинговые компании проявляют совместную заинтересованность как в финансовой стабильности, так и в развитии этих компаний. Например, лизинговые компании активно участвуют в реализации национальных проектов, промышленной и лизинговой политики. Опыт успешного сотрудничества регулятора и лизинговых компаний в Белару-си, безусловно, может быть полезен для всех стран ЕАЭС, в том числе России.
Б.Д.: Какие предложения по совершенствованию лизинговой деятельности в ЕАЭС прозвучали на встрече?
Е. Ц.: Участники встречи обменивались опытом лизинговой деятельности, обсуждали движение в сторону гармонизации законодательства стран ЕАЭС. Предметом дискуссии была минимизация рисков по лизинговым проектам на евразийском пространстве. В этом контексте обсуждалось взаимодействие между лизинговыми компаниями, их объединениями и государственными органами (таможенными, налоговыми, министерствами внутренних дел). Возможно, в рамках ЕАЭС при поддержке Евразийской комиссии целесообразно создать специальный координирующий орган по вопросам лизинга (своего рода «одно окно» для лизинговых компаний). В этот орган лизинговые компании могли бы обращаться по вопросам получения необходимой информации от различных органов власти. Там же компаниям предоставлялись бы услуги, связанные с прохождением судебных процедур, по оформлению различных документов и т. д. Пока успехи на этом направлении деятельности невелики, хотя можно отметить реализованный проект внедрения электронных паспортов транспортных средств в рамках Таможенного союза и ЕАЭС.
Б. Д.: В Беларуси регулированием деятельности лизинговых компаний занимается Национальный банк. Какие еще могут быть варианты в области регулирования лизинговой деятельности, например, в России?
Е. Ц.: Вопрос не в том, какой орган будет осуществлять надзор за лизинговой отраслью. Важно, чтобы регулятор учитывал в своей работе весь спектр проблем, о которых я говорил, то есть, с одной стороны, решал задачи финансовой стабильности, контроля за финансовыми потоками, минимизации рисков для государства, а с другой, – принимал во внимание факторы экономического роста и промышленной политики.